70.90.00.00 Вариатор конусный
Конусный вариатор относятся к фрикционным бесступенчатым передачам. Вращение от двигателя через ведущий вал 11 передается ведомому валу 25 силой трения. Телами качения вариатора являются ведущий конус 10, ведомый конус 8 и три промежуточных двойных конуса 20. Двойные конусы 20 установлены на оси 18 и могут не только свободно на них вращаться, но и перемещаться вдоль осей 18, самоустанавливаясь в зависимости от положения корпуса 9.
Для изменения положения двойных конусов 20 относительно ведущего 10 и ведомого 8 конусов корпус 9 перемещается вдоль геометрической оси вариатора. Для перемещения корпуса 9 стопорный винт 16 немного освобождают и передвигают головку 17 вннта по винтовому тазу направляющей 14 на некоторый угол (см. изображение А—А). Корпус 9 повернется и одновременно переместится вдоль геометрической оси вариатора.
При перемещении головки 17 против часовой стрелки на максимальный угол корпус 9 передвинется в крайнее левое положение. Кинематическая схема данного положения корпуса 9 показана на рис. 1, а.
Передаточное число вариатора i = (r2/r1)*(R1/R2). Размеры
рабочих элементов подобраны так, что в данном положении корпуса 9 i = 1 (точнее 1,3). При перемещении головки 17 в противоположную сторону (по часовой стрелке) корпус 9 передвинется в крайнее правое положение (см. рис. 1. 6). В этом случае i = 4 (точнее 4,3), так как величины R1 и R2 изменяются — R1 < R2.
Нажнимное устройство, состоящее из двух упорных шайб 28, одна из которых жестко соединена с ведущим валом 11, а другая с ведущим конусом 10, служит для передачи крутящего
момента от вала 11 к ведущему конусу 10. Между шайбами 28 в канавках переменной глубины находятся три шарика 35, через которые и осуществляется передача крутящего момента. Такое же нажимное устройство имеется на ведомой половине вариатора.
При передаче крутящего момента происходит незначительное угловое смещение шайбы 28, относительно друг друга, в результате чего шарики 35 раздвигают шайбы 28, вызывая связанное с этим увеличение силы прижатия.
При неработающем вариаторе ведущий конус 10 прижимается к двойным конусам 20 пружинами 23.
Вариатор смазывается жидким маслом, уровень которого определяется положением верхней пробки 26. Во время работы внутри вариатора создается масляный туман. Масло, осевшее на стенках, постепенно стекает с них и попадает к подшипникам.
При выполнения рабочих чертежей вариатора следует иметь в виду, что на все детали, свариваемые между собой, нужно выполнить чертежи заготовок с разделкой кромок под сварку (если это нужно), а затем выполнить сборочный узел — сварные детали в сборе, на котором нанести все размеры, необходимые для обработки деталей после сварки.