91.45.00.00 Поперечная рулевая тяга автомобиля МАЗ-200
На рис. 1 показана простейшая схема рулевого управления автомобиля.
При вращении рулевого колеса 1 поворачивается рулевой вал 2 и насаженный на него червяк 3. В зацеплении с червяком находится зубчатый сектор 4. На валике сектора 4 закреплена рулевая сошка 5, которая связана с поворотной цапфой 8 левого колеса продольной рулевой тягой 6 и рычагом 7. Цапфа 8 связана с поворотной цапфой 13 поперечной рулевой тягой 10 и рычагами 9 и 12. Цапфы поворачиваются одновременно. Поворотные цапфы вращаются на шкворнях, закрепленных в балке 11 передней оси. Шарнирный четырехугольник, составляемый осью, поперечной тягой 10 и рычагами 9 и 12, называется рулевой трапецией.
При движении автомобиля все детали рулевого привода подвергаются ударным нагрузкам. Поэтому во избежание разбалтывания шарнирных соединений детали привода крепят особенно надежно.
Поперечная тяга, показанная на чертеже, состоит из наконечников 2 и 3 и тяги 1, на концах которой нарезана резьба разного направления для изменения расстояния между пальцами 4. Регулирование этого расстояния необходимо для правильной взаимной установки колес автомобиля.
Пружины 9, установленные в наконечниках, предназначены для устранения зазоров при износе шаровых поверхностей пальцев 4 и сухарей 5 и б и являются своеобразным буфером, смягчающим ударную нагрузку, которая может возникнуть при наезде колеса на различные препятствия.
Трущиеся поверхности смазываются густой смазкой, подаваемой пресс-масленкой 18. Палец 4 уплотнен войлочным сальником 11.